Aston Martin One-77 2009
Aston Martin One-77 (Астон Мартин Ван-77) - 2-дверное купе класса «G2». Премьера автомобиля состоялась на Женевском автосалоне в 2009 году.
Aston Martin One-77 (Астон Мартин Ван-77) - 2-дверное купе класса «G2». Премьера автомобиля состоялась на Женевском автосалоне в 2009 году.
«Буквально с самого начала работы над проектом видение One-77 было чрезвычайно простым: он должен был сочетать высокие технологии с мастерством ручной работы, демонстрируя уникальные возможности и увлечённость наших дизайнеров, инженеров и технических партнёров» (Исполнительный директор Aston Martin, д-р Ульрих Бец)
Об этом автомобиле можно написать книгу, а точнее две: первую – про историю его создания, вторую – подробнейшее техническое описание. Каждый том потянет страниц на четыреста печатного текста. Как тут отделаться статьёй, ума не приложу.
Территория One-77Ещё сложнее его покупателям. Мудрый тот человек, который заказал сразу два из 77 экземпляров – на первом он собирается ездить, а второй хочет собственноручно разобрать, чтобы развесить узлы и детали на стенах своего гаража. Данное решение эпатирует только на первый взгляд: ведь в Aston Martin One-77 присутствует столько технических изюминок, что открывать их, знакомиться с ними, удивляться и радоваться искусно сделанным узлам и деталям владелец будет всю свою жизнь!
Не помешает и скромный автомобильный музей. В первой, самой большой комнате можно устроить Зал Славы Aston Martin. Второе помещение понадобится для экспозиции, посвящённой легендарной инжиниринговой компании Cosworth, создавшей двигатель для Aston Martin One-77. Не стоит забывать и фирму Multimatic (MTC). Уникальный карбоновый монокок, выполненный в виде замкнутой пространственной капсулы и исполняющий роль несущей структуры, хотя и был задуман и сконструирован в штабе Aston Martin в Гэйдоне (Gaydon), изготовила его именно эта компания. Её специалистам можно приписать и заслугу в создании сложной подвески: на двойных поперечных параллельных рычагах, по периметру, с толкающими штангами и горизонтально смонтированными пружинами и амортизаторами.
А ещё потребуется место для выставки спортивных трофеев владельца, которые наверняка появятся, если даже до сих пор их не было. Ничто не заставит меня поверить утверждению о том, что половина покупателей One-77 никогда не будут ездить на своём автомобиле. Не может машина, в которой золото в виде фольги используется в качестве теплоизоляционного материала, а углеродное волокно, напротив, выставляется напоказ, пылиться в гараже-запаснике или стоять под стеклянным колпаком.
Конечно, личный гоночный трек есть в поместье далеко не у каждого. Но существует много гоночных трасс, в том числе небольших, частных. Если же ни одной из них вблизи не окажется, придётся менять место жительства. Всею сущностью, всеми своими семьюстами лошадиными силами Aston Martin One-77 рвётся на гоночное полотно.
Гены One-77Это рвение у One-77 – врождённое. Крис Порит (Chris Porritt), руководитель проекта One-77, рассказывает о том, как создавался данный автомобиль: «Мы начинали с изучения наиболее технически совершенных автомобилей в мире, имеющих переднее расположение двигателя и задние ведущие колёса – машин гоночной серии DTM. Затем мы адаптировали принципы и технологии, которые используются в их конструкции, к дорожному автомобилю».
Автомобили немецкого кузовного чемпионата стали одним из пластов в том сплаве знаний и умений, которыми обладает сегодняшняя команда Aston Martin в сотрудничестве со своими партнёрами, названными ранее.
Лучшее из накопленного опыта было реализовано в новом спортивном автомобиле One-77. В одном только Гэйдоне над созданием этой модели трудились более трёх сотен человек. Можно также утверждать, что вся почти вековая история британской фирмы, так или иначе, воплотилась в новейшем суперкаре.
Что же касается руководителя компании Aston Martin, д-ра Ульриха Беца (Ulrich Bez), для него One-77 стал великолепным итогом десятилетней работы в Гэйдоне. Сам же Ульрих Бец наверняка вложил в этот автомобиль весь свой большой жизненный опыт – инженера, менеджера, гонщика и страстного автомобильного энтузиаста.
Шасси и кузовКак уже отмечалось выше, в основе конструкции автомобиля Aston Martin One-77 лежит монокок, изготовленный из композитного материала на основе углеродного волокна. Качество «плетения» волокон столь высокое, что оно намеренно демонстрируется не только под капотом, но и в салоне машины – в частности, вокруг дверей, на центральной консоли, в нишах ног водителя и пассажира.
Функциональный карбон превосходно сочетается с декоративным углепластиком – внутренних поверхностей дверей, например. Углеволокна в Aston Martin One-77 очень много.
А вот наружные панели кузова One-77 сделаны из алюминия, причём по старинке – руками опытнейших мастеров. Такие умельцы на Aston Martin ещё сохранились. Или, может быть, вернулись те, которые покинули компанию после закрытия старого завода в Ньюпорте (Newport Pagnell), – это было бы замечательно.
Передняя и задняя подвески One-77 крепятся непосредственно к монококу. При этом пружины и амортизаторы располагаются внутри кузова. Такой способ крепления повышает точность размеров, улучшая характеристики подвески, а конструкция подвески способствует эффективной компоновке её элементов и снижению неподрессоренных масс автомобиля.
Помимо типично гоночной схемы подвески на новой модели Aston Martin применяется и гоночная технология управления клапанами амортизаторов DSSV – Dynamic Suspension Spool Valve, позволяющая в широком диапазоне изменять характеристики демпфирования. Благодаря этому ноу-хау, впервые используемому в дорожной машине, настройка подвески производится без демонтажа её узлов.
В процессе передачи каждого автомобиля его владельцу, в ходе совместного тест-драйва, главный инженер Aston Martin Крис Порит будет лично настраивать ходовую часть машины с учётом пожеланий клиента. Впоследствии, готовясь к старту на новом треке или к очередному вояжу, тот сможет сделать это с помощью гоночного инженера. Хотя хочется думать, что любой владелец One-77 будет лично и с удовольствием заниматься подобной работой.
Справедливости ради стоит отметить, что у медали под названием «Совершенная подвеска» есть и обратная сторона: Aston Martin One-77 не имеет багажника как такового. Лишь за спинками сидений водитель найдёт свободное место, где и сможет разместить сшитые на заказ дорожные сумки.
С другой же стороны, один из моих друзей, эксплуатирующий в ежедневном режиме в течение многих лет Porsche 924, утверждает, что лучшего места для вещей не бывает.
Мотор и трансмиссияНе церемонились инженеры Aston Martin и при установке двигателя. Его опустили на 100 мм, чтобы понизить расположение центра тяжести. Это позволила сделать конструкция системы смазки с сухим картером. Но углублённым положением дело не ограничилось.
Двигатель также сдвинули на 257 мм в направлении оси задних колёс автомобиля по сравнению с моделью DBS. Таким способом добивались как нужного распределения массы, так и уменьшения полярных моментов инерции.
Интересно, что до сих пор британская фирма не обнародовала официальных данных относительно развесовки модели Aston Martin One-77. И хотя практически все современные автомобили этой марки имеют строго равномерное распределение массы по осям, в данном случае есть подозрение, что на заднюю ось приходится чуть большая нагрузка, придающая управляемости машины азартный характер. Возникает аналогия с Mercedes-Benz SLS AMG.
По сравнению с базовым 6,0-литровым мотором от автомобиля DBS двигатель One-77 получил рабочий объём 7,3 литра (за счёт расточки блока цилиндров и увеличения хода поршней), большую мощность и меньшую массу.
Инженеры Cosworth, фактически создавшие новый двигатель, даже перестарались. Их просили достичь 700 л.с. при 10-процентном сокращении массы. Они же уменьшили вес мотора ровно на четверть. Мощность же нового атмосферного двигателя One-77 достигает 760 л.с. Крутящий момент – 680 Нм. При этом он ещё и раскручивается до 8000 об/мин – затем срабатывает ограничитель. Надёжность как интервалы пробега между сервисным обслуживанием у моделей DBS и One-77 одинаковые – 16 тыс. км.
Правда, в официальных документах Aston Martin предпочитает не называть значение мощности выше 710 л.с., точно так же, как и «ограничивает» максимальную скорость модели (имеющую снаряжённый вес не более 1500 кг) величиной 320 км/час. В то время как в СМИ встречается более откровенное – «немного быстрее 350 км/час».
С другой стороны, Ульрих Бец и Крис Порит постоянно подчёркивают, что не придают чрезмерного значения техническим характеристикам – куда важнее тот комплекс ощущений, который даёт новый автомобиль.
Трансмиссия у Aston Martin One-77 по давней традиции этой компании выполнена по схеме Transaxle. Момент от двигателя к задним ведущим колёсам передаётся при помощи карданного вала, изготовленного из углеродного волокна и вращающегося в углеволоконной трубе (интегрированной в несущую структуру) через механическую 6-ступенчатую коробку передач с электрогидравлическим управлением.
В полуавтоматическом режиме переключение передач осуществляется посредством подрулевых «лепестков».
Двадцать и восемьдесят. При изучении конструкции спортивного автомобиля One-77 и подхода к его созданию вспомнилась закономерность, подмеченная невероятно давно – кем-то из средневековых итальянских мыслителей, но распространяющаяся буквально на все сферы человеческой деятельности и продолжающая «работать» по сегодняшний день – «Принцип 80 и 20».
Применительно к данному случаю его можно сформулировать примерно так: «Чтобы добиться 80-процентного результата, потребуется затратить 20 процентов ресурсов. Но для того чтобы получить оставшиеся 20 процентов эффективности, нужно затратить ресурсов в четыре раз больше, то есть ещё 80 процентов».
Исходя из данного принципа нет смысла добиваться стопроцентной эффективности, а лучше довольствоваться восьмьюдесятью, потому что каждый следующий процент в разы увеличивает затраты на его достижение.
Команда, работавшая над созданием Aston Martin One-77, игнорировала это правило. Каждая планка облицовки радиатора, любая из реек, прикрывающих отверстия для отвода воздуха в капоте, и каждое ребро заднего диффузора имеет свою форму и изготавливалась индивидуально. Цель была одна – эффективная организация потоков воздуха: под днищем автомобиля, вокруг машины и внутри неё.
Почти маниакальная одержимость самыми качественными материалами и наиболее эффективными решениями была свойственна каждому инженеру, принимавшему участие в проекте One-77, как в самой компании Aston Martin, так и среди партнёров фирмы – будь то Cosworth или же Multimatic.
Отсюда получается стоимость автомобиля – 1,2 млн фунтов стерлингов. Стоимость, но не цена. Цена его пока неизвестна.
Детали и целоеНеизвестно, сколько времени понадобилось Мареку Райхману (Marek Reichman), главному дизайнеру Aston Martin, и его коллегам, чтобы нарисовать One-77. Однако нам, простым смертным, так же, как и владельцам этого автомобиля, потребуются годы на то, чтобы рассмотреть, увидеть и понять его красоту.
Экстерьер и интерьер этой машины в целом, как и отдельные элементы в частности, являются большими и маленькими художественными шедеврами. Ровно так же, как узлы и детали – шедеврами техническими.
Можно не сомневаться в том, что Aston Martin One-77 станет со временем объектом для творчества целого ряда фотографов, художников, а, может быть, и скульпторов.
Пока лишь один мастер художественной фотографии, Tim Wallace из студии Ambiente Life, радует поклонников Aston Martin своими стильными работами. Очень скоро к нему наверняка присоединятся и другие.
Дизайн One-77 не просто прекрасен, он является загадкой, а это всегда интересно.
Прошлое и будущееОднако ещё большей загадкой являются намерения босса британской компании д-ра Ульриха Беца.
Когда директор Aston Martin рассказывает о том, что One-77 олицетворяет традиции марки, поскольку был построен руками опытнейших мастеров, это понятно. Но что шеф имеет в виду, когда заявляет о том, что данный автомобиль должен показать миру будущее Aston Martin?
Мы не можем пока представить, что подразумевает под этими словами талантливый менеджер. Но, будьте уверены, сам Мастер совершенно точно знает, что нужно делать.
И если Бец прав (а он непременно прав), то будущее столь же прекрасно, как и One-77! Давайте поверим, что и наше будущее!
Юрий Кладов